5 главных фильмов Марлена Хуциева

02851ab3

19 мая 2019 года ушел из жизни сценарист Марлен Хуциев. Он снял не много — 11 фильмов. Но этого достало, чтобы зайти в историю российского кинематографа.

Картины Хуциева защищали эру, а в них не было обычной для советского времени пропаганды. Режиссера занимали обычные люди и их драмы, столкновение препорученных эталонов с реальностью. Его кинофильмы запрещали, производили малейшими тиражами и безжалостно осуждали. «Культура.РФ» сообщает о 5-и главных лентах Марлена Хуциева.

«Весна на Заречной улице». После завершения ВГИКа, в 1952 году, Марлена Хуциева приняли работать на Одесскую студию. Там он сообщил план для первой собственной большой картины.

Но руководство просило его подвергнуть доработке документ — так у сценария появился соавтор. С Феликсом Миронером Хуциев обучался в факультете, они совместно снимали курсовую работу — короткометражку «Градостроители».

В базе сюжета «Весны на Заречной улице» — история любви сталевара Александра Савченко и молодой преподавательницы Татьяны Левченко, которую отправили вдохновлять в школу рабочей молодежи. Заглядывайте на сайт https://movieslist.best/list/penguin-movies/ если не знаете что посмотреть вечером.

Основные сцены кинофильма снимали в Запорожье, на автозаводе «Запорожсталь». Для правдоподобности главного героя (его сыграл Анатолий Рыбников) понадобилось на самом деле учить сталеварному занятию. В данном помогал справедливый металлург Украины Георгий Пометун.

На комбинате были сталевары значительно искушеннее меня, а это было решение Марлена Хуциева. Дело было так. Наступает в мартеновский цех масса народу — секретарь парткома, Марлен Хуциев, сценаристы, операторы.

Прошли по цеху, подходят ко мне. Из них я понимал лишь секретаря парткома. Один из посетителей — им оказался сценарист Хуциев — и говорит: «А не могли бы вы нам помочь, представить с работой сталевара наших артистов?» Спросил: не навредит ли это моей работе? У нас тогда кого только не было в мартеновском цехе — и поляки, и китайцы… Я и говорю: нам никто не вредит, вы собственное дело делаете, а мы собственное дело знаем.

Георгий Пометун, из интервью «УкрРудПрому». Во время съемок Рыбникова регулярно шпарили жидкостью. Пометун помнил: «Я влажный — работа у сталевара горячая, у него же [Рыбникова] ни капли следа. Марлен орет: «Николай, ты отчего не потеешь?!» Марлен в настоящее время весь здоровый, а тогда был вообще как сигарета. Раз! — накапливает воды в чане и обливает Рыбникова». В массовке картины принимали участие реальные рабочие.

Кинофильм снимали 2 года, он вышел на русские экраны в 1956 году. «Весну на Заречной улице» взглянули не менее 30 млн зрителей. В 1957 году кинофильм обрел серебряный футлярчик на VI фестивале молодежи и абитуриентов в городе Москва.

«Мне 20 лет» («Застава Ильича»). Над кинофильмом о поколении пор теплой погоды Хуциев начал работать в 1959 году. План «Заставы Ильича» он вновь сообщал в соавторстве — с юным шестидесятником Геннадием Шпаликовым.

Основную роль в кинофильме осуществил Валентин Священников, его Хуциев увидел на представлении во Дворце культуры ЗИЛ. Вообще, чтобы подобрать комедиантский состав, сценарист сам шел по театрам, навещал абитуриентские экзамены в сценических институтах и молодежные встречи. Так он позвал в кинофильм юных артистов Анатолия Губенко и Станислава Любшина.

Все сцены снимались в павильонах, но в первые моменты вошла хроника первомайской презентации 1961 года. Работала съемочная команда и в Политехническом музее — там проходил лироэпический вечер. Сценарист позвал для этого момента не артистов, а реальных режиссеров, литераторов и стихотворцев. В кинофильме снялись Андрей Вознесенский и Е. Евтушенко, Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский, Булат Окуджава и Белла Ахмадулина.

В начале декабря 1962 года кинофильм утвердили в Госкино. Когда «Заставу Ильича» взглянул сценарист Михаил Ромм, он заявил Хуциеву: «Марлен, вы оправдали собственную жизнь». Но в начале марта 2015 года Михаил Хрущев на встрече начальников партии и правительства с дельцами литературы и художества осудил картину:

Даже наиболее позитивные из героев кинофильма — трое рабочих юношей — не считаются воплощением нашей отличной молодежи. Они представлены так, что не понимают, как им жить и к чему стремится. <…> Солидные серьезные отрицания вызывает момент встречи богатыря с фантомом собственного отца, потерянного на битве. На вопрос сына о том, как жить, тень отца к тому же вопрошает сына — а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему 23 года, отец рассказывает — а мне 20 один… и пропадает. И вы желаете, чтобы мы поверили в честность такого момента? Никто не поверит!

Режиссеру понадобилось реконструировать готовый кинофильм: рвать и снижать сцены, копировать моменты. Заменили и наименование — кинофильм стал представляться «Мне 20 лет». Сценарист помнил: «Поправок в кинофильме было очень много. Я утомился что-нибудь подтверждать, копировать. Так как я не делал заплаты, а копировал заново целые сцены. Довожу как-нибудь к свежему министру Романову.

Он мне говорит, что нужно рвать еще сцену, где пляшут со свечками в руках. Отчего? Пожарные не позволяют. Свечки, оказывается, с нашим бытом не совместимы. <…> Вообще я не отношусь к тем, кто хвастается мучениями, прошлыми обидами, гонениями. Я не мучился. Напротив, до сегодняшнего дня чувствую большую благодарность к лицам, с которыми работал. Это было настоящим счастьем». В 1965 году кинофильм вышел напрокат. Начальную версию картины посетители сумели посмотреть в 1988 году — 29 февраля ее продемонстрировали в Жилище кино.

«Июльский дождь». Кинофильм «Июльский дождь» сценарист снял в 1966 году, а сюжет появился на свет у него еще во время съемок «Весны на Заречной улице».

Момент, который Хуциев тогда продемонстрировал, стал первой сценой кинофильма: юноша и женщина знакомились во время ливня, и подросток занял героине собственную куртку.

Так между ними начались отношения, которые продлились всего несколько лет. Хуциев не стал демонстрировать историю со удачным концом. Он говорил: «Я пытаюсь зафиксировать точное время. К примеру, «Июльский дождь». Сюжет кинофильма крайне локален, а картина не только лишь об отношениях 2-ух людей — его и ее. Эти двое проживают в точном времени, и кинофильм, пожалуй, о нем».

После исхода картины режиссера винили в «излишнем эстетстве» и слабой драматургии. В 1967 году в газете «Советская культура» написали открытое послание советского кинокритика Ростислава Юренева: «Фильм наполнен ходами и проездами по Москве, 2-мя тоскливейшими гулянками и нуднейшим пикником, участники которых, по-видимому, ненавидели друг дружку, а непонятно почему старались развлекаться, петь, заигрывать, слушать песенки и играть в «города» и в «знаменитостей», не знали, не чувствовали друг дружку. <…> В решении тусовки — вновь перепев прошлого кинофильма. В конечной сцене — перепев презентации из «Мне 20 лет». Вполне может быть, Вы настолько много планировали сообщить в собственном прошлом кинофильме, что должны улаживать недосказанное?»

Несмотря на то что «Июльский дождь» не возложили на полку, но произвели небольшим тиражом — всего 150 копий. После данной картины Хуциев на время ушел из кинематографа.

«Был год май». План к кинофильму сообщил фронтовик Георгий Бакланов на базе собственного повествования «Почем фунт лиха». Он рассказывает о первых спокойных днях после Второй мировой войны. Сценарист пытался достичь в данной картинке предельной естественности — герои представляются крайне правдивыми, в кинофильме отсутствует игровой тон. Ленту снимали в городе Гвардейске (прежний германский Пилау), а кадры с концлагерем — в Польше. Сценарист помнил: «Во время съемок был дым, так страшно, будто бы решили души умерших».

Одну из ролей сыграл настоящий фронтовик Петр Тодоровский, он снимался в собственных реальных орденах и боевой фигуре. Данный кинофильм стал дебютным для артиста Владимира Гостюхина.

Хуциев делал картину специально для Главного ТВ. Поправок в кинофильм не придавали, понадобилось снять всего 2 этапа. В общении с «Радио Свобода» Хуциев сообщал: «Там было непосредственным текстом произнесено, что они жили там же, где хрюшки, и хрюшки употребили в пищу ребенка.

Понадобилось сообщить, что она бедствовала и малыш погиб, молока не было. А 2-я поправка крайне досадная, когда склеивал данную владелицу один из солдат, он там ей говорит — это было по-солдатски, по-российски, — он ей одну фразу говорит, а она не осознает.

Он говорит: «А что ваш мужчина? Ничего еще, может? А то, вполне может быть, нужно помочь?» И через остановку говорит: «По хозяйству». Вот данную фразу убрали. А что здесь такого, это не общественно-политическое? «Нет, это унизительная фраза». Моральная цензура, и вырезали».

«Был год май» вышел на экраны в 1970 году. В 1971 году он обрел премию за режиссуру на Интернациональном фестивале телефильмов «Злата Прага».

«Послесловие». После ленты «Был год май» Марлен Хуциев не снимал 13 лет. В 1983 году он пришел в кинематограф с кинофильмом «Послесловие». Сценарист сам сообщил план к картинке, в ее базе — рассказ Юрия Пахомова «Тесть приехал».

5 лет тому назад в издании «Звезда» был размещен рассказ под наименованием «Тесть приехал». <…> Я его прочел и осознал: создатель коснулся крайне значительные в жизни наших близких и нас самих условия. Впрочем это создание занимало всего несколько журнальных страничек, идей и эмоций в нем было сконцентрировано много. Рассказ меня встревожил и дал толчок к новой работе.

Я сообщил по нему план кинофильма «Послесловие». О чем он? Мне всегда сложно сформулировать сущность собственной работы плотной формулой. Искусство так или иначе — какая бы тематика ни подымалась — может быть в клубок идей, однолинейность же всегда чревата ложью. <…> Я хочу столкнуть в кинофильме 2-ух людей. Дело совсем не в том, что они — представители различных поколении, возрастов. Они стоят на разных реальных позициях, вот что самое главное.

Один из них, Швырков, человек относительно молодой, достаточно давно проживает в обычном деловом темпе, не оставляющем времени ни на общение с «ненужными» людьми, ни на лишние волнения и рытье в своей душе. И вдруг в данную нормализованную жизнь врывается абсурдный старый оригинал с абсолютно другими зрелищами о том, какой она, жизнь, должна быть…

В камерной драме сыграли всего 2 артиста: Ростислав Плятт и Андрей Мягков. Действие кинофильма развертывается в изолированном пространстве квартиры. По сюжету в гости к дочери прибыл 75-летний отец, а захватил там лишь зятя. Данная попытка различных поколений отыскать общий язык для Хуциева стала предлогом побеседовать о быстротекущей жизни, современных людях и свежих ценностях.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *